Перейти к содержимому

Оцифровка государства

На днях Владимир Путин подписал указ о новой структуре федеральных органов власти, который, в числе прочего, закрепил преобразование Минкомсвязи в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Такое решение поможет реализовать цифровую повестку дня, заявил премьер Дмитрий Медведев в ходе встречи с президентом, состоявшейся в преддверии подписания указа

Чуть менее года назад премьер утвердил программу развития цифровой экономики в России. Ее цель – сделать цифровые данные ключевым фактором производства товаров и услуг. Достичь этого авторы программы предлагают, в частности, за счет улучшения интернет-инфраструктуры. Как следует из программы, к 2024 г. 97% российских домохозяйств должны будут получить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с (при средней скорости в 12 МБит/с по итогам 2016 г.), при этом во всех городах-миллионниках появится устойчивое покрытие 5G, а 95% сетевого трафика будет маршрутизироваться через отечественные сети. Доля же России на глобальном рынке услуг по хранению и обработке данных должна будет увеличиться с менее чем 1% до 10%.

Другим средством должно будет стать создание цифровых платформ – систем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей услуг в десяти основных сферах экономики – здравоохранении, образовании, финансах, связи, энергетике, торговле, сельском хозяйстве, промышленном производстве, логистике и на транспорте. Использование платформ должно будет повысить производительность в этих секторах, однако, как подчеркивают эксперты ЦСР в докладе «Государство как платформа», их нецелесообразно внедрять раздельно – в таком случае цифровые базы данных окажутся столь же разрозненными, что и нынешние информационные системы, только на более высоком технологическом уровне.

Чтобы избежать этой ошибки, эксперты ЦСР предлагают развивать цифровые платформы в парадигме «Государства как Платформы», призванной унифицировать и стандартизировать переход на «цифру» органов государственной власти.

Принципы реформирования системы госуправления

Сохранение нынешних темпов реформирования принципов госуправления входит во все большее противоречие со стремительно меняющейся экономикой, а кажущаяся модернизация процессов является на самом деле их простой «оцифровкой», которая на деле не меняет ничего. Выходом из этого тупика, как полагают эксперты ЦСР, является ориентация госуправления на человека, которая была бы сопряжена с минимизацией человеческого фактора в предоставлении государственных услуг. На практике это означает использование в госуправлении следующих принципов:

  • Поворот «от документов — к данным»;
  • Унификация нормативов хранения и использования данных для интеграции государственных информационных систем;
  • Прозрачность принимаемых решений за счет максимальной открытости данных и устранения человеческого фактора из принятия решений;
  • Создание дополнительных (в том числе мобильных) каналов взаимодействия граждан и бизнеса с государством;
  • Совершенствование госаппарата за счет развития каналов обратной связи и оптимизации расходов на государственное управление.

Расширение доступа к достоверным данным и технологиям их анализа в конечном счете может улучшить качество любых управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных), пусть даже полная алгоритмизация возможна только для решения оперативных проблем. Такая унификация наряду с обеспечением доступа к данным даст серьезный толчок развитию регионов.

Цифровая трансформация: ключевые изменения

Государство как Платформа

Для объяснения идеи «Государства-как-Платформы» эксперты ЦСР прибегают к метафоре экосистемы, в которой взаимодействуют три группы субъектов отношений — государство, граждане и бизнес. Каждая из этих групп стремится добиться собственных интересов: государство – повышения качества госуправления и конкурентоспособности страны; граждане – улучшения и удешевления услуг, помогающих повысить уровень благосостояния; бизнес – расширения рынков сбыта и повышения рентабельности с использованием современной инфраструктуры. В будущем эти группы должны взаимодействовать на Государственной цифровой платформе (ГЦП), состоящей из нескольких уровней.

Основные элементы экосистемы ГкП

Самым базовым является уровень первичной обработки данных, на котором они агрегируются для построения электронных сервисов (к примеру, Единой системы идентификации и аутентификации), услугами которых компании и граждане смогут воспользоваться с помощью мобильных приложений или физических интерфейсов (тех же МФЦ). На практике это будет означать автоматизацию государственных услуг, предоставление которых будет строиться на базе технологий big data.


Как полагают эксперты ЦСР, после запуска технологической платформы ее программное обеспечение необходимо дезинтегрировать, сделав ее набором связанных, но самостоятельных микропроцессоров – это обеспечит устойчивость системы к сбоям и упростит ее обновление, эксплуатацию и масштабирование. Важно будет также использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом (open source): это позволит снизить финансовые расходы, привлечь отечественных разработчиков и приспособить платформу к специфическим потребностям конкретных организаций.

Бизнес-архитектура ГЦП

Кто должен создавать Платформу?

Как следует управлять созданием «Государства-как-Платформы»? По мнению экспертов ЦСР, на высшем государственном уровне должны закладываться цели платформы и параметры ее финансирования, а на среднем – должна осуществляться разработка сервисов, которые бы позволили ее использовать в каждодневном режиме. В переводе с технократического языка это означает, что создание платформы целесообразно поручить вице-премьеру правительства, который бы обеспечивал проекту высокий политический статус. Оперативную работу над проектом должен вести Центр цифровой трансформации госуправления, которому бы были подчинены Программный офис (ответственный за техническое содержание проекта), Центр компетенции (выполняющий роль проектировщика Платформы) и Оператор ГЦП (который примет в эксплуатацию разработанный сервис и отладит его работу). Своя роль будет отведена и уполномоченным сотрудникам министерств, которые будут вести работу над Платформой на ведомственном уровне.

Структура управления развертывания ГЦП

Факторы конечного успеха

Создание Платформы потребует не только разработки нормативной базы (и корректировки уже имеющихся актов), но и широкого обновления кадров, которые сегодня, в большинстве своем, не обладают должными цифровыми компетенциями. В конечном счете, успех реформы будет определяться:

  • Снижением стоимости операций в системе госуправления;
  • Повышением скорости оказания услуг;
  • Удовлетворенностью пользователей;
  • Сокращением традиционных «бумажных» сервисов.

Судьба проекта также будет зависеть от того, удастся ли его инициаторам справиться с возможными трудностями. К их числу относится и низкая скорость обновления нормативной базы, и сопротивление государственных структур, и невысокое качество данных в уже действующих хранилищах. Однако неопреодолимыми эти барьеры назвать нельзя, тем более что в случае успеха эффективность госаппарата повысится, тогда как бюрократическая нагрузка на бизнес и многих бюджетников (врачей, учителей), наоборот, снизится. И потому игра стоит свеч.