Это вторая публикация сайта РБК. В ней Мария Шклярук и Савва Шипов, ответили на 10 вопросов о том, каким будет государство будущего.
1. Как может быть преобразована система управления?
В основе преобразований — устранение посредников и переход к прямым транзакциям между поставщиком и потребителем товаров/услуг посредством информационных технологий и платформ.
2. Как это можно реализовать?
Многие функции, на которые государство сегодня тратит много ресурсов, автоматизируются с помощью приложений, разрабатываемых как государством, так и коммерческими компаниями, и социально-ориентированными организациями.
3. Каким образом данные будут защищены?
Реализуется тройная защита: (1) данных о гражданах, компаниях и государственных институтах; (2) интеграции всех элементов государственной платформы со встроенным механизмом исключения конфликтов; (3) больших систем, в том числе, критически важных инфраструктур.
4. Какие проблемы решит платформенный подход к госуправлению?
Он устранит проблемы межведомственного взаимодействия, обеспечит доступ к данным, которые не собираются традиционной статистикой, но необходимы для принятия решений по госрасходам, и повысит качество взаимодействия государства с гражданами и бизнесом.
5. Как это изменит модель принятия решений?
Бюрократический процесс, предполагающий взаимодействие большого числа чиновников из различных ведомств, заменят решения на базе четких регламентов и анализа больших данных, которые консолидированы внутри платформы.
6. Во что тогда превратится государственный аппарат?
Он превратится в малочисленную и высокопрофессиональную службу, обеспечивающую наиболее сложные функции и работающую во взаимодействии с автоматизированными системами. Чиновники превратятся в инженеров госуправления, настраивающих конвейеры госфункций.
7. Как быстро могут произойти эти изменения?
Переход от сложившейся системы управления на платформу должен носить поэтапный характер, не разрушающий действующих механизмов функционирования органов власти.
8. С чего начнем?
Первые платформенные решения направлены на решение простых жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются бизнес или граждане.
9. Новое цифровое государство – какое оно?
Оно станет более открытым, прозрачным и подотчетным.
Больше открытости обеспечит новая статистика, основанная на больших данных, – это значит больше информации и здравого смысла, меньше ошибок, проверок и злоупотреблений.
Больше прозрачности возникнет, поскольку всеобщая цифровизация документооборота на всех государственных и муниципальном уровнях сделают невозможной бюрократизацию и заблокируют значительную часть коррупционных схем.
Больше подотчетности получится за счет апгрейда способностей государства учитывать интересы разных групп граждан, в том числе «незаметных» для традиционных систем государственного мониторинга, например, самозанятых.
10. Кто разрабатывает эти системы?
Центр стратегических разработок с участием Министерства экономического развития проводит эту работу в рамках подготовки стратегии развития России на 2018-2024 гг. Часть идей была предложена участниками форсайт-сессии конференции «Реформа государственного управления: региональный аспект», проведенной МЭР в Калининградской области в феврале 2017-го года.
Полный вариант публикации читайте на РБК.
Читайте также первый материал цикла совместных публикаций с РБК — председатель экспертного совета по цифровой трансформации при Генеральной прокуратуре Иван Бегтин прогнозирует, что произойдет с правоохранительной системой будущего.